Contents
Машиностроение — визитная карточка уровня научно-технического прогресса любого государства. Способность производить высокотехнологичные машины, оборудование, приборы позволяет планомерно развивать любые отрасли экономики, свести к минимуму зависимость от внешних факторов.
Общие сведения о машиностроении в России
Российское машиностроение входит в состав промышленного производства, имеет собственную отраслевую структуру. Получили развитие практически все сегменты: производство оборонной и космической техники, авто — и судостроение, авиационное и сельскохозяйственное направления, приборостроение и ряд других. В общей сложности машиностроительные комплексы страны включают в себя 19 отраслей, более 110 подотраслей и профильных производств. Машиностроительные заводы выпускают около 12% всего объема промышленной продукции.
Годы перестройки и приватизация нанесли серьезный урон отечественному машиностроению, Была разрушена целостность самой структуры машиностроения, разорвана взаимосвязь между профильными научно-исследовательскими институтами, специализированными опытно-конструкторскими бюро и производственными площадками, между ними были воздвигнуты финансовые барьеры.
Отсутствие полноценной научной подпитки производственных мощностей, безусловно, сказалось на конкурентоспособности производимых механизмов и оборудования, привело к системному спаду производства, потере лидирующих позиций особенно в гражданских отраслях, закрытию целого ряда производств.
Тем не менее, сегодня машиностроительная отрасль продолжает играть значительную роль в экономике российских регионов.
Машиностроение в Северо-Западном регионе России
Машиностроение, несомненно, является базовой отраслью экономики региона. Его вклад составляет примерно 25% всей выпускаемой в этом районе продукции и около 15% экспорта России.
В Северо-Западной зоне сконцентрированы все основные машиностроительные отрасли:
- общее машиностроение;
- среднее машиностроение;
- тяжелое машиностроение.
Крупные промышленные предприятия сосредоточены в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях.
Среди развитых промышленных зон других городов несомненно выделяется Санкт-Петербург. В этом индустриальном центре сетью заводов представлено и приборостроение, и судостроение, и станкостроение, и выпуск изделий электроники.
В составе экспортного выпуска доминирует энергетическое и металлургическое оборудование, сельскохозяйственная техника.
Несмотря на эти достижения уровень развития машиностроения недостаточен. Анализ показывает, что для поступательного развития экономики, доля продукции машиностроения должна быть более 38%, потому что именно через нее материализуется научно-технический потенциал остальных отраслей экономики. Этот подход, безусловно, распространяется и на другие регионы, учитывая масштабы нашего государства.
Машиностроение в Центральном регионе России
Крупные машиностроительные комплексы изначально сложились в центральной части России. И сегодня машиностроение центрального региона лидирует по объему выпускаемой продукции и численности занятого в нем персонала. На предприятиях региона производиться около 41% всей машиностроительной продукции России.
Приоритетные направления в регионе получили авиастроение и ракетно-космическая отрасль, электронное машиностроение, производство железнодорожной техники, робототехника, оборонные заказы. Причем предприятия радиоэлектроники и приборостроения выпускают порядка 75% российских электронных изделий.
В сферах точного, тяжелого и среднего машиностроения выделяются заводы Московской области по производству всевозможного оборудования для нужд оборонного комплекса, а также:
- кузнечно-прессового;
- металлургического;
- нефтехимического;
- подъемно-транспортного.
Выпускаемая продукция разнообразна по номенклатуре: оборудование для транспорта, вагоностроения, горной металлургии, строительства, энергетики, сельского хозяйства, приборостроения. Это единственный регион, где выпускаются магистральные тепловозы.
Развитые машиностроительные комплексы функционируют в Тверской, Костромской, Рязанской, Тульской, Смоленской областях. Там налажен выпуск бурового, горно-рудного, дорожно-строительного оборудования, железнодорожной техники, развернуты сборочные производства автомобилестроения.
Белгородскую область характеризует котлостроение, производство оборудования для автотракторной аппаратуры, пищевой промышленности.
В Брянской области налажен выпуск дизельных агрегатов, тепловозов, дорожно-строительной техники.
Большая доля продукции машиностроения принадлежит Владимирской области. Здесь выпускаются трактора, тепловозы, экскаваторы, приборы точного машиностроения, большой ассортимент бытовой техники: мотоциклы, холодильники, телевизоры.
Воронежская область занимает нишу самолетостроения, в больших объемах выпускаются технологические установки для химической промышленности.
Ивановская область получила широкую известность благодаря выпуску разнообразной подъемной техники, автокранам, признанным на мировом рынке.
Орловская область специализируется на выпуске станков и механизмов для текстильной, пищевой, стекольной промышленности, налажен выпуск дорожной автотехники, вычислительных машин.
В сфере наукоемкого машиностроения явным лидером является Москва. Здесь сконцентрирован выпуск оборудования для аэрокосмической промышленности, автомобиле — и станкостроения, радиоэлектроники и приборостроения и много других более мелких специализированных производств.
Машиностроение в Южном регионе
В Южном регионе машиностроение географически менее распространено, крупные машиностроительные центры расположены в Волгоградской, Ростовской, Астраханской областях, Краснодарском крае. Отраслевая структура хорошо развита: судо — и авиастроение, производство автомобилей и металлообрабатывающих станков, электроника, уникальное производство вертолетов и гидросамолетов, специализированные производства оборонного назначения.
В Южном регионе производиться до 18% всей выпускаемой машиностроительной продукции.
Машиностроение в Уральском регионе
Машиностроительный комплекс Урала насчитывает более 150 предприятий разного профиля. Они выпускают почти 19% российского машиностроения. В этом регионе наблюдается еще большая концентрация машиностроительных производств. Большая часть их находится в областных центрах: Екатеринбурге, Ижевске, Челябинске, в городах Оренбургской области.
Инфраструктура машиностроения развита: тяжелое и химическое машиностроение, транспортное, электротехническое, производство сельскохозяйственных машин, бытовой техники, авто — и мототехники.
Строительство уральских машиностроительных гигантов начиналось в 30 годы ХХ века, заводы гордятся своей историей. К сожалению, есть и обратная сторона — изношенные основные фонды, устаревшая производственная база, замедленное внедрение современных технологий.
Все это требует технического перевооружения и реновации многих предприятий.
Машиностроение в Сибирском регионе
Машиностроение в Сибири сформировалось в годы второй мировой войны за счет эвакуации на ее территорию более 140 машиностроительных заводов из других областей.
В отраслевом плане сибирское машиностроение отличается некоторой диспропорцией. В основном, машиностроительный комплекс Сибири ориентирован на изготовление оборудования для энергетиков, сельскохозяйственной техники, станков, приборостроение. На эти отрасли задействован практически весь потенциал сибирского машиностроения. В регионе слабо развито инструментальное производство, производство специализированной оснастки.
Продукция машиностроительного комплекса Сибири составляет только 7% общероссийского выпуска, причем из-за узкой специализации заводов свыше 70% выпускаемой продукции вывозится за пределы региона, а собственные нужды покрываются поставками машин и оборудования из других областей.
Крупные машиностроительные предприятия сконцентрированы в Новосибирской, Красноярской, Иркутской, Томской, Тюменской и Омской областях.
Машиностроение в Дальневосточном регионе
Машиностроительный комплекс Дальнего Востока наименее развит. Его часть в общероссийском выпуске продукции машиностроения всего 3%. Отраслевая структура комплекса очень специфична и ориентирована на авиастроение, вагоностроение, судостроение и автомобилестроение.
Машиностроительные заводы размещены во Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Николаевске-на-Амуре. Стабильность работы предприятий обеспечена оборонными заказами. Однако высокая зависимость от госзаказа одновременно является сдерживающим фактором для увеличения экспортной доли на азиатских рынках.
Следует отметить, что машиностроительная отрасль России так и не оправилась от кризисных явлений. Необходимо признать, что в отрасли практически нет эффективных частных инвестиций, направленных на оснащение заводов передовой техникой и современными технологиями.
Для выпуска продукции машиностроительного сегмента способной конкурировать на мировых рынках крайне необходима интеграция и кооперация всех ресурсов, задействованных в машиностроительном секторе, большой объем капиталовложений.